Доклад на XXI Конференции ОГРА «Социально-культуральные процессы и их отражение в динамике групп»
Автор: Анна Болсуновская
*Если вдруг во время чтения вы почувствуете тревогу, стыд или вину, а может, гнев, попробуйте зайти на Вайлдберриз, тикток, или любой другой мусорный контейнер.
Я рискну предположить, что вы знакомы с идеей потребления.
Маркетплейсами.
Ваши друзья там покупали что-то, и говорили об удобстве: товары из любой точки мира в одном месте, а потом у вас дома в один клик
Возможно, у вашего друга есть корзина с отложенным товарами, которые так и не будут куплены. Просто нравится возможность как бы обладать.
Может вы слышали что-то про социологию мусорной корзины: скажи мне, что у тебя в корзине, и я скажу кто ты.
Ваши покупки на этой неделе относятся к статусным, идейным, символическим или эмоциональным?
Знаком ли вам термин
— культура соучастия или продьюсэйдж (потребитель=производитель). Ты решаешь каким будет товар.
— просьюмеризм — микро ответственность за углеродный след и прочие мелочи
— обучение через развлечение
— потребительский туризм
— порнозависимость (если любопытно смотрим публикации Филипа Зимбардо и Гэри Уилсона)
Все это про удовольствие без обладания. Игра в понарошку.
Знаете ли вы, что современный возраст потребителя в глазах маркетинговых компаний 6+ и уже молодеет?
Если эти темы вам знакомы и вы легко в них ориентируетесь — отлично, можно расслабиться и получать удовольствие
Если нет, добро пожаловать в 21 век и общество потребления.
Именно в этом обществе зародилась идея психоанализа. Из него выросла. Его ценностями пронизана. И сейчас эта тенденция к потреблению становится все явственнее.
Поэтому я хочу предложить вам подумать о том, как выглядит потребление в групповом анализе и группах.
Когда я задумывала эту тему, ситуация с ВБ еще не была столь насыщенной и динамичной. Драматичной.
Но от этого иллюстрация социокультурного феномена «разделяй и властвуй” становится лишь более наглядной.
Уже можно задаться простым вопросом: как мы дошли от замечательной идеи большего удобства, гуманистических идеалов, шаговой и финансовой доступности к одержимости самообманом, финансовому рабству потребительского кредитования и детскому труду.
Регрессивное движение от символического развития -> к психотическому опыту ->…-> к несуществованию
Тут мы можем вспомнить и стремление к небытию Грина, и инцестуозное стремление Юнга, и возвращением в уроборическую стадию Герметичной матери Ноймана.
Место, в котором ” то что внутри подобно тому, что снаружи, а то что внизу подобно тому что вверху”
Ждет ли подобное несуществование и групповой анализ, каждую группу, каждого, члена группы, включая дирижера?
Или даже так: как нам начать замечать этот процесс, который уже начался?
Давайте примем несколько допущений о том, что
1. Группа — это носитель современного культурного кода перепроизводства и перепотребления.
А значит
— воссоздает пространство мусорного полигона
— прячется в патологическом накопительстве
— задыхается в выстроенном клаустрофобном пространстве
2. Возможности Дирижёра мало чем отличаются от возможностей консьержа Людвига Аристарховича
И тогда закономерно возникает вопрос,
Может ли это общество потребления исцелиться
— собираясь в группы,
— разговаривая о том, что приходит в голову
— обнаруживая себя как материальный объект из корзины так и не купленных (ненужных/забытых) вещей?
Мне интересно подумать о нас с вами как о группе, склонной к
1. бесконечному потреблению
2. сверхбыстрому потреблению
Например, у меня уже есть полка с непрочитанными книгами, но это не помешает купить ещё парочку.
Возможно, вы тоже замечаете за собой подобную склонность к “перееданию”.
Замкнутый круг обычного человека: нечего надеть — некуда положить —
времени не хватает — нечем заняться — не с кем словом перекинуться
Именно об этом в 1970 году нам предложит подумать Жан Бодрияр в своей работе Общество потребления
Если очень кратко резюмировать его размышления, мы получим
— Движение от потребности к истерии желаний и мотовству
— Быструю культуру
— Любопытство без эмоциональной вовлеченности
— И, мое любимое, принуждение к гедонизму и счастью. То, что уже сейчас привело целое поколение к выгоранию.
Наверняка вы уже наслышаны про “выгоревших супергероев”.
— Досуг стал частью обязательного потребления. А психотерапия и обучение психотерапии становится досугом
— И, пожалуй, самое удивительное, что он отметилне — гиперреальная среда. Это то, о чем мы тревожился глядя на новое поколение все больше уходящее в виртуальную реальность.
Среда, в которой все символическое становится важнее реального.
Потребление предметов перестает быть связаны с их сущностью, становится знаковым, как цифровое изображение в зум.
Предметы существуют в связи друг с другом, а не с внутренним содержимым.
Я попрошу вас возвращаться мысленно к этой идее, размышляя о ваших группах с участниками моложе 30 лет. Поколение z и альфа.
А мы продолжим экскурс в историю
Год 1964 Генрих Маркузе издает Одномерного человека и дарит нам идею антипотребителя.
Год 1930. Генриху Маркузе 32, Жану Бодрияру уже год. В свет выходит недовольство культурой Фрейда. Ему 74 года. Он точно имеет повод быть недовольным обществом потребления и процессами, которые наблюдает.
Год 1854. За два года до рождения крошки Зигмунда выходит в свет книга Генри Торо “Уолден. Жизнь в лесу”
В ней английский джентльмен, крайне недовольный нравами и культурой потребления уезжает в лес. Сейчас бы мы назвали это социальным экспериментом.
Из этой краткой исторической справки мы можем увидеть контекст в котором рождается развивается групповой анализ: непрестанное, сверхбыстрое потребление.
Можно ли прожить без потребления товаров повседневного спроса и быстрой моды из Бангладеш 2 года 2 месяца и два дня, как это сделал Торо?
Представьте, что вам предложили поучаствовать в таком эксперименте?
Отказаться от смартфона?
Как насчет цифрового детокса?
Сколько как вам кажется вы бы выдержали?
Кейт Фландерс вместе с семьей попробовала. И написала бестселлер “Год без покупок”, вдохновивший меня в 2018 году на повторение этого эксперимента и осознание себя как Потребителя.
Что я поняла?
“Я могу бросить в любой момент”. Ничего не напоминает?
Обнаружение бесконечного числа зависимостей: ряда копинг стратегий преследующих лишь одну цель — отвлечение.
И не важно, что это, книги и кофе, учеба или Ютуб. Мой список покупок разнообразен и бесконечен.
А ваш как поживает?
На чем «сидят” ваши группы?
А мы вообще можем распознать зависимость находясь внутри сообщества где все злоупотребляют минимум последние 170 лет?
Что может помочь осознать себя как важного члена общества потребления, чтобы попробовать обнаружить кого-то помимо Потребителя?
“Человек стал центром науки, когда автомобиль стало сложнее продать, нежели сделать» — сказал Бодрийяр.
Общество потребления воспринимает Я как материальный объект, у которого не может быть внутренней жизни.
Вспоминаем про гиперреальную среду: потребление перестает быть связано с сущностью, с внутренним содержимым.
Обнаруживаете ли вы эту тенденцию в себе как участнике групп, дирижере?
Попытку исследовать это явление предпринимали в разное время Масуд Хан, Андре Грин, Роберт Столлер.
Джойс Макдугалл в свое время подарила нам идею антианализанда.
Винникотт говорил об этом, как о месте, где останавливается творческая жизнь. Что люди создают альтернативное материальное мышление уничтожив в себе творческую составляющую.
Человек — как пластиковый стаканчик.
Или мусорная корзина.
Все что он может испытывать — это наполненность чем-то снаружи и пустота внутри.
В стакан можно налить кофе, выпить и выкинуть, когда он пустой. Использовать по назначению.
А человек?
Я вспоминаю, как в детстве мы играли в магазин. Наверняка, вы тоже играли в эту игру.
Вы были продавцом, или покупателем, или аудиторской проверкой.
А теперь вы можете стать полкило сосисок, трусами или диваном.
Возможно аналитическая группа будущего могла бы выглядеть так. А может, уже стала.
Напоминает сюжет из Сумеречной зоны Стивена Кинга.
Маркетплейсы — как вершина потребления, позволяющая раствориться в бесконечном процессе наполнения корзин, бездонной корзины.
Феномен бесконечной полки — когда вы можете часами скролить контент, и он не окончится.
Интернет бесконечный как аналитическая группа. А ведь когда-то его можно было скачать на дискеты. Но сейчас даже мысль о возможном конце вызывает ужас.
Ощущение абсолютной безопасности бесконечности потребления.
Что может быть прекраснее?
Стань предметом в мире вещей и больше не о чем не беспокойся.
Стань “нормальным”, как это обозначила
Джойс Макдугалл в работе “Речь в защиту некоторой анормальности”. Речь идет о нормальном пациенте, который не нуждается в аналитике.
Она приводит забавный случай, в котором предложила работнику пучок спаржи Он отказался
— Вы не любите спаржу?
— Никогда не пробовал. Здешние люди это не едят
Нормальность — симптом не видимый невооруженным взглядом, но она есть не что иное, как психотическое нарушение, скрывающее за кажущимся отсутствием симптомов
Джойс Макдугалл
Нормальные люди едят макароны
Нормальные люди обсуждают нормальные темы в группе, ведут себя нормально, следуют правилам, делают нормальные конференции, и сайты у них тоже нормальные.
Нормальные родители хотят нормальных детей, за которых не стыдно, ни в магазине, ни на групповой супервизии.
Замечаем мы или нет, но делаем массу усилий, чтобы быть себя нормальными.
Когда остаемся верными идеям предшественников, ходим на конференции, являемся членами ассоциаций, пьем кофе и шопимся на маркетплейсах. Как все другие нормальные.
Это место для самоиронии, и чтобы подвергнуть сомнению самого себя.
Стул, на котором вы сидите вряд ли на это способен. Поэтому он и не является кандидатом в анализ.
Хотя было бы интересно, что бы могли рассказать стулья, которые прошли не один год группового анализа, конференций. Возможно даже смогли бы стать сертифицированными специалистами в будущем, где все мы лишь предметы без внутреннего содержимого.
Собственно, чем отличается прекрасный стул от аналитика “хорошо чувствующего себя в своей шкуре”, занявшего свое место на маркетплейсе, знающего себе цену Предпочитающего знание сомнениям. иметь и не быть.
Заниматься любовью и не любить. Собирать корзину и не покупать.
Или покупать, что-нибудь ненужное, чтобы потом чтобы потом перепродать.
Можем ли мы пересматривать порядок, частью которого мы являемся?
Можем ли мы его нарушить?
Излечима ли нормальность потребителя?
Может ли общество потребления, собравшееся в группу, подвергнуть сомнению самих себя?
Или выгоднее оставаться нормальными?
Потребитель, появляется в тот момент, когда субъективное состояние переносится в материальный объект. И это содержание не реинтроицируется. Хранятся снаружи. И тут мы говорим о десимволизации психического содержания.
Сама группа становится местом, куда можно сходить. Куда все ходят. Как в театр или ресторан. Место, где можно было чувствовать себя частью институции. Таким же как все. Нормальным.
Частью команды, которая играет в псевдо-интимность.
Каков шанс, что мы тоже собираем коллекцию групп, накапливаем их как материальные объекты с усердием истовых трудоголиков. Также как очередную стопку непрочитанных книг.
Так группа становится очередным складом бета элементов.
А может быть нам просто нравится это мечтательное состояние складывания покупок в корзину. Некая материальная некроэстетика гардеробных, библиотек, кухонь. Кейсов, напоминающих перечисление жизненных событий и теорий.
Табличек, в которых проставлены плюсики и цветовая градация рассказывает, о том кто опоздал, кто предупредил, кто нет.
Как в гостиной у юного Бейтса: все трупы чинно рассажены по стульям.
Возможно, так выражается та часть, которая не нуждается в Другом, наша неспособность к игре, спонтанности, импровизации.
Аналитик умный, красивый, продуктивный, социально активный — идеальный объект среди таких же объектов материального мира
Возможно, это аналитик — робот, о котором все чаще говорят в связи с расширением возможностей искусственного интеллекта, уже случился? И чат jptуже не отличить от человека не потому, что искусственный интеллект так волшебно умён. Все дело в нас.
Можем ли мы вместе с Дональдом Винникоттом подумать о собственной ненависти к Другому. К человечности. Индивидуации. Которая грозит распадом нашему привычному стилю жизни.
О своем желании вместе закрыться в уютном пространстве с кодовым названием ВБ, которое будет длиться вечно. Как бесконечная группа где кто-то пришел, кто-то ушел. Был Макдональдс, стало вкусно и точка. Что о изменилось в вашей жизни? Жизнь как бесконечная полка возможностей.
Видим ли мы Свой собственный категорический отказ быть живым для наших клиентов. Помещая их в структурированные сеттинги, предлагая безопасные игры. Можешь ты быть нормальным?
Оставь папу в покое.
Не тереби сеттинг, а то отвалится.
Можем ли мы видеть эту динамику в группе, в себе?
Например, через бесконечное повторение шаблонных конструкций?
Инкорпорацию языковых форм, приводящую к сужению языка, сокращению вокабуляра, которое можно обнаружить у себя лишь со временем при удачном
стечении обстоятельств. Слова, которые становятся механизмом эвакуации и отвержения
Нойманн описывает это термином «вторичной персонализации» — превращение священного в мусор. Свалку отходов.
Хорошая новость — не перерабатываемых отходов не бывает
Однако, как в неприличном анекдоте про Чапаева и Петьку, есть нюанс
Переработать можно только то, что не является мусором.
Garbage in garbage out
Перерабатывать можно сырье. Ценное сырье. Что-то обладающее содержанием, как мы отметили выше. Бета элементы.
Пустая бутылка — это мусор или сырье?
Тут как в притче про бабочку в кулаке. Все в твоих руках. В какой контейнер ты ее положишь?
Безусловно, вся полученная информация на конференции не окажется на свалке «до востребования”. Будет тщательно рассортирована, переработана в заметки в соцсетях, и внедрена в жизнь. Да?
У меня ещё одна плохая новость: даже этого уже недостаточно.
Потому что мы не можем и не сможем переработать тот объем, который потребляем ни в одиночку, ни в группе. Более того, исследования показали, что в группе каждый человек потребляет еще больше, чем в одиночку.
А может быть вы уже замечали эту тенденцию в своих группах — самоубийственную одержимость раджи из сказки «Золотая антилопа”: “Еще, еще, я хочу еще золота!” Возвращение к примитивным формам коммуникации- жадность, зависть, ненависть.
Джеймс Хилман выразил это дерзко:” У нас было 100 лет психотерапии — и мир становится все хуже”
Что дальше?
Давайте посмотрим на изображение
С одной стороны, это процесс альфабетизации в расширенном виде. Возможно Бион был бы от него в восторге.
Жаль, что мы не можем у него спросить.
Иерархия обращения с отходами намекает, что за пределами переработки и повторного использования что-то есть.
И если мы посмотрим на верхнюю ступень пирамиды, то увидим там предотвращение.
Судя по этому полюсу бесчисленного повторения уже знакомых идей, могло бы и не быть.
Как и сотен книг, тысяч статей, миллионов заметок.
Этого доклада.
И, о ужас, группового анализа.
Звучит пугающе, но разве это не то место, куда мы хотим привести своих клиентов и прийти сами. Место, где последние бустерные сессии проведены и анализ завершен. Не смертью одного из участников анализа. Но способностью проживать небытие, отсутствие потребления.
Возможно, движение к несуществованию — это путь домой.
Яко земля еси, и в землю отыдеши
Бытие 3:19
Я думаю про путешествие героя Джозефа Кэмпбелла начавшийся дома и закончившийся дома.
Если верить Маргарет Малер и Эриху Нойману, в своем путешествии герой меняется, чтобы достичь постоянства объекта.
Этим стремлением можно объяснить современную тягу к индуизму и буддизму Мода на Ошо, йогу, випассану, ретриты , которые также стали товарами повседневного потребительского спроса наряду с психотерапией.
Постоянный поиск “того, не знамо чего”, как в стихотворении Хорхе Луиса Борхеса
Неясное древнее приключение все влечет
Меня. Оно безрассудно. Я целыми
Днями ищу тигра того, другого
Которого нет в стихотворении.
Как выглядит тот другой ведущий, не порожденный обществом потребления, которого нет в группе?
Как его найти?
И может ли он появиться в группе, которая избегает небытия?
Болсуновская Анна
Поделиться мыслями и идеями можно и нужно тут Likefroid.ru