Автор: Елена Виноградова
Доклад «К вопросу о групповых процессах и некоторых контрпереносных чувствах группового аналитика» на Конференции ОГРА 14–15 октября 2023 г.
… в продолжение моего исследования темы контрпереноса в работе, впервые описанной в 2019 г. из опыта работы с очными, и позже онлайн группами пограничных пациентов в частной практике, и затем представленной в докладе на секции ГА ОПП.
Групп-анализ является психотерапевтическим методом, в процесс которого одновременно вовлекаются нескольких индивидуумов-участников, образовывающих группу, и является анализом для каждого члена группы. Ввиду того, что групп-аналитическая группа по своему характеру является исследовательской, члены которой исследуют себя и переживают те напряжения, которыми чреват сам факт пребывания в терапевтической группе, и изучают себя как часть группы, то уровень тревоги становится достаточно высоким. При этом групповой процесс подвергается особым формам ментального функционирования, которые Бион назвал базовыми допущениями (как мы знаем, это зависимость, борьба-бегство и образование пары), которые несут бессознательную идею спасения и являются неотъемлемым процессом групп-аналитической группы. Таким образом, в процессе ведения группы групп-аналитиком неизбежно переживается высокое напряжение и самому также приходится сталкиваться с собственными контрпереносными чувствами. Позицию групп-аналитика в группе определил Зигмунд Фулкс как первого среди равных.
Я бы хотела уделить немного внимания контрпереносу в группе с позиции объектных отношений, что может быть значимым в работе с группами как в он-лайн, так и очном форматах.
Под контрпереносом Паула Хайманн (1950 г.) обозначила все чувства, которые испытывает аналитик в работе с пациентами. Другими словами, это также способность удерживать контейнер и умение определять, какую фигуру аналитик представляет для пациента в каждый конкретный момент в процессе переноса, не теряя в то же время знания о том, какой фигурой мы являемся для себя.
Разработав идею «базовых допущений», Бион показал, как в группе действует бессознательное. В «Опыте в группах» 1961 г. есть очень важный раздел, в котором Бион описывает, как контрперенос, переживаемый психотерапевтом, создается и опосредуется проекциями бессознательных чувств, устремлений и фантазий, связанных с одним из «допущений»:
…при работе с группой многочисленные интерпретации, включая наиболее значимые, должны быть даны исходя из собственных эмоциональных реакций аналитика. И я убежден в том, что реакции эти являются прямым следствием того, что аналитик оказывается объектом того, что Мелани Кляйн называет “проективной идентификацией.
У. Бион описал это в работе с группой так:
Аналитик чувствует, что им манипулируют таким образом, что он играет некую роль в чужой фантазии, несмотря на то, на сколько трудно ее распознать…
Однако мы помним о том, что Мелани Кляйн идею такого рода принять не могла: контрперенос она всегда считала процессом, который аналитик должен анализировать в себе, получая информацию о себе. Поэтому идею о том, что контрперенос – руководство по внутреннему миру пациента, она никак не могла принять.
Впрочем, вернёмся к приведённому нами отрывку из книги Биона. В целом, он отмечает тот факт, что проецирование на психотерапевта объектных отношений группы создает особое давление, вынуждающее его играть определенную роль в фантазийной жизни группы или отдельных ее членов. И затем Бион отмечает, что аналитик может осознать то влияние, которое на него оказывается, но только в том случае, если созданная проекциями реальность не вызывает у него нечто в роде притупления чувств. И это – очень важный момент: по словам Биона, работающий с группой терапевт зачастую не осознает действия проекций. Таким образом, он может начать играть ту самую «отзывчивость к роли», которую приписывает ему группа. Так функционирует проективная идентификация. Приходят на ум и описания переноса Фрейдом, когда он указывает на намерение пациента навязать аналитику «роль переноса», хотя настоящая цель – распознать эту роль и дать интерпретацию.
В последнем разделе «Опыта в группах» Бион отмечает, что первостепенная функция группового аналитика — очнуться, стряхнуть с себя притупляющее чувства, оцепенение и дать интерпретацию, основанную на проекциях и той роли, которую группа в своих фантазиях пытается навязать.
В связи с этим хочется также отметить драматургический аспект переноса. Драматургический – потому что перенос определяет роли, которые нам приходится играть.
Резюмируя вышесказанное в отношении вопроса «Групп-анализ онлайн: групп-анализ или нет?» хочу вспомнить работу Биона 1965 г «Память и желание», и последующие за ней «Заметки…» 1967 г.
В 1965 году Бион впервые излагает свои мысли по этой теме Обществу, что вызывает эмоциональную бурю. Что именно имел в виду Бион, осталось в размышлениях его последователей, и в 2023 г. вышла книга Николы Абель-Хирш, где она пишет о том, что Бион проводил различие между воспоминаниями и желаниями, действующими по принципу удовольствия, и теми мыслями и чувствами, которые могут возникнуть у аналитика во время сессий. Под действием принципа удовольствия мы держимся за воспоминания, которые доставляют нам удовольствие, и как бы тонко это ни действовало, это не научно. И мы также можем обратиться к желаниям (т.е. предвкушению окончания сеанса или ожидаемому отпуску) – то есть, все это сопряжено с тем, что возникает у групп-аналитика в контрпереносе – встреча с непереносимостью чувств в работе с пациентами, и в особенности, если речь идёт о групп-аналитических процессах, то неизбежном бессознательном переживании аналитиком мощнейших групповых проекций, включая безымянный ужас, страх аннигиляции и прочих, рождающих катастрофическое изменение в психике отдельных пациентов и резонирующих на группу в целом.
Тогда, подобно Биону, мы можем попробовать окунуться в эпизод его детского воспоминания одной рекламы и перефразировать вопрос иначе: «Действительно ли золотой сироп является золотым?» или же мы рождаем миф?