Большая группа, как матрица процессов развития идентичности русскоговорящего группаналитического сообщества

Автор: Светлана Кувшинова

Доклад на 16 Конференции «Группанализ в эпоху глобальных перемен».

В данном докладе описываются наблюдения динамики развития идентичности русскоговорящего группаналитического сообщества. Площадкой процессов развития сообщества, где автор доклада ведет свои наблюдения, являются Международные Конференции и Большие группы, проводимые ОГРА с 2012 года, когда автор доклада присоединилась к участию и до настоящего времени.

Можно говорить про совместное функционирование матрицы и патрицы (термин взят из последнего доклада Амели Ноак на 45-й осеннее-зимней школе, проходившей в Санкт-Петербурге в ноябре 2019 г.). В данном случае Большая группа на ежегодных Международных Конференциях ОГРА в Санкт-Петербурге, а с 2020 года идущая в ZOOM, символически рассматривается, как матрица.

А патрица — это группаналитические идеи, понятия и концепции, которые участники Конференции осваивали в процессе своего обучения, супервизий и обмена опытом в виде докладов и обсуждений на Конференциях.

В поле этого совместного функционирования матрицы и патрицы ежегодных Международных Конференций зреет идентичность русскоговорящего группаналитического сообщества. Почему матрицей является Большая группа ежегодных Конференций ОГРА в Санкт-Петербурге?  Потому что эта группа проходит регулярно, из года в год много лет подряд и именно здесь русскоговорящие группаналитики регулярно встречаются, обсуждают свои чувства и мысли. И именно здесь можно видеть динамику изменений, как отдельных членов русскоговорящего группаналитического сообщества, так и сообщества в целом. На одной из Больших групп на Конференции ОГРА (примерно в 2017 году) была высказана идея, что Большие группы Конференции ОГРА имеют сеттинг. Они всегда проходят в Санкт-Петербурге с частотой встреч раз в год. Они даже территориально последние восемь лет проходили по одному адресу в здании Конгресс-Холла, где проходили Конференции ОГРА.

Немного истории

В 1984 г. под покровительством Института группового анализа Патрик де Маре начал более активный семинар групповой дискуссии по теории и применению больших групп с членством более сложным, чем обычно, и более ориентированным на теорию, чем на терапию. Эта группа образовала субстрат для дальнейшего развития и в дальнейшем, продолжаясь, основала в 1987 г. Отдел больших групп в Группаналитическом обществе (GAS).

Вслед за этим редакционная статья д-ра Харольда Бера в августовском номере (1985) «Группового анализа» заговорила о появлении подхода больших групп. Он писал, что всем групповым аналитикам удалось отведать больших групп, и многие даже вели их; точнее, они присутствовали на них как руководители малых групп во время курса или семинара, не имея ясного представления как вмешиваться, кроме как подав сигнал к окончанию заседания. Назвав де Маре групповым аналитиком, который сделал для большой группы то, что Фоукс сделал для малой аналитической группы, он отметил, что большая группа отражает наше социокультурное окружение так, как малая группа этого делать не способна, указав, что группа предназначена не столько для психотерапевтической помощи отдельным людям, сколько для того, чтобы способствовать прогрессу гуманизации общества. Большие группы, заканчивает д-р Бер, должны принять вызов и заняться созданием климата, в котором они смогут стать общепринятой частью нашей культуры.

Определение идентичности

Самое простое определение идентичности человека – это состояние, когда есть определенный образец (личность, норма, «значимый другой»), ориентируясь на который, человек чувствует себя на «своем месте». Это состояние находится в развитии. Меняются и мир, и человек, а значит, восприятие себя и мира тоже изменяется. В процессе развития человек меняется телесно, духовно, социально и проходит «кризисы идентичности», переходя к взрослому периоду, когда, по словам автора этого термина Эрика Эриксона, «мир детства сменяется идеологической вселенной».

Такие процессы развития и кризисы идентичности проходит не только человек, но и организации и сообщества.

Инициация. Мотив «Мертвой царевны» и «родительские фигуры»

На конференции ОГРА 2012 года с докладом выступил Гарри Райт, который является преподавателем Лондонского Института ГА и был ведущим (малой и большой) групп на Дипломном курсе, проводимом Лондонским Институтом ГА в Санкт-Петербурге. В своем докладе он рассказал, как на группе участники курса символически обсуждали, что российское группаналитическое сообщество или русские группаналитики в целом — это царевна, которая уже около ста лет пролежала в гробу (имеется в виду, что Россия определенное время была изолирована от мирового сообщества, от психоанализа и группанализа, которые уже в течение многих десятилетий развивались в мире). И вот принц (Лондонский Институт ГА, англичане) поцеловал русскую царевну. И группа фантазирует, как принцу и царевне было, когда он склонился над ней. Ведь она лежала в гробу уже сто лет, у нее были нечищеные зубы, и возможно плохо пахло изо рта. Как бы то ни было, поцелуй – инициация произошла. Российская царевна велика. В Санкт-Петербурге ее поцеловал английский принц. В Москве она была поцелована в разных группаналитических школах разными принцами. Где-то итальянским, где-то австрийским, где-то немецким.

Далее эти поцелуи стали происходить каждый год, когда на ежегодную Конференцию ОГРА в Санкт-Петербурге приезжали иностранные коллеги — группаналитики и продолжали делиться своим опытом. Царевна росла и крепла. Подобная ситуация – приезд иностранных преподавателей, происходила и в Москве, и в Ставрополе, и в Алматы.

В 2015 году на Международной Конференции ОГРА оказалось, что иностранные коллеги, «родители» не приехали. Тогда на Конференции улавливалась атмосфера растерянности, печали, а на Большой группе обсуждался вопрос, что теперь делать, когда «родители не приехали».

В феврале 2016 года московскими группаналитическими сообществами была организована и проведена Международная Конференция «Родительские фигуры в групповых процессах», куда были приглашены обучающие аналитики из Австрии и Германии – «родительские фигуры». На Большой группе русскими группаналитиками были высказаны претензии иностранным учителям, что они бросили своих детей на произвол. А одна из обучающих группаналитиков из Германии сказала, что этот ее приезд в Россию, последний, что она знает, что в ближайшее время она умрет, и приехала попрощаться. Группа была захлестнута тревогой и горем.

Попытка интеграции в мировое сообщество. Мотив «Три поросенка и волк» и мотив «Алиса в стране чудес»

Шло время. И в ноябре 2019 г. в Санкт-Петербурге произошло новое значимое событие. ОГРА организовала 45- Осенне-зимнюю Школу GASI, в которой приняло участие около 50 специалистов по группанализу из Европы и Израиля и такое же количество из России. Т.е. 50:50. На первом дне в Большой группе на этой Школе была колоссальная тревога. Участники группы сравнивали уровень этой тревоги с одной Большой группой, которая проходила в Израиле, когда в тот день Израиль обстреливали ракетами из Палестины. На второй Большой группе, на следующий день группа родила две символические метафоры «Три поросенка и волк, проникающий к ним в дом через дымоход» и «Алиса в стране чудес». В первой метафоре волк лезет в дом к поросятам через дымоход и это угроза для дома поросят. Во второй Алиса приходит в нору к кролику, съедает там таблетку, увеличивается в размерах и это угрожает жилищу кролика быть разрушенным. Хозяева боятся, что их дом может разрушить в одном случае волк, в другом Алиса. Эти метафоры отражают сильную тревогу европейского (мирового) ГА сообщества, связанную с присоединением русскоговорящих группаналитиков в такой большой численности к GASI. И волк, и Алиса, это новый символический образ ожившей мертвой царевны, которая ожила от многократных поцелуев, окрепла, и пошла интегрироваться в мировое ГА сообщество (GASI). Царевна тоже боится. Она испытывает страх своих неокультивированных инстинктов. Сама себя боится. С одной стороны, ей очень хочется в этот дом, но есть и страх что-то сломать, пока она не очень знакома с культурой и традициями этого дома. А кроме этого, царевна слишком велика в размерах.

Весной 2020 года началась пандемия короновируса. Во всех странах был установлен режим карантина и самоизоляции. Психоаналитики и группаналитики стали работать онлайн. Гила Офер и Ури Левин организовали Большую группу в Zoom, которая шла на английском языке. В ней принимало участие более ста англоговорящих группаналитиков. Несколько русскоговорящих группаналитиков тоже пытались участвовать в этих группах, но были фрустрированы плохим знанием английского языка и, в связи с этим затруднениями, быть в достаточной степени выраженными и понятыми на этих группах. Кроме этого русскоговорящие группаналитики обнаружили, что между иностранными коллегами имеются тесные эмоциональные связи и увидели взаимное сопротивление устанавливать такие связи с новыми коллегами.

На 15 Конференции ОГРА в апреле 2020 года участниками конференции была высказана идея о создании Большой группы, целью которой будет поддержка специалистов, ведущих группы в период пандемии. КС ОГРА (руководящим органом) было принято решение об организации работы Большой группы, которая получила название Corona Matrix Group (в дальнейшем CMG). Это был необычный опыт работы БГ еженедельно.

Уже на данном этапе моего доклада я хотела бы сделать обобщение, что

Большие группы бывают разными по цели, а в связи с этим имеют разный сеттинг. Варианты Больших групп:

1. Большая группа группаналитических Конференций. Сеттинг одна сессия в конце каждого дня конференции. Две пары ведущих из участников конференции, которые имеют определенный статус.

2. Большая группа, связанная с решением конфликтов.

Например, арабо-израильские или фашисты и их жертвы. Сеттинг каждый день, если группа идет 5-7-10 дней. Или еженедельно, если группа идет несколько месяцев или лет. Двое постоянных опытных ведущих.

3. Учебная Большая группа. Сеттинг — одна сессия в конце каждого рабочего дня курса, курс работает пять раз в год, длится 4-5 лет. Постоянные ведущие из преподавателей курса.

4. Тематическая Большая группа. Примером таких групп являются группы, где участники проживают болезнь, потерю близкого, социальную катастрофу, пандемию. Встречи раз в неделю. Постоянная пара или две пары ведущих.

5. Большая группа группаналитического сообщества. Сеттинг раз в две недели или раз в месяц. Ведущие — все участники имеющие соответствующий статус.

Сравнительная характеристика двух Больших групп – Большой группы CoronaMatrixGroup (в дальнейшем CMG) и Большой группы русскоговорящего группаналитического сообщества (в дальнейшем БГ ГАрус)

CMG — это тематическая группа, которая была ограничена по времени. Она еженедельно шла с апреля по август 2020 года. Она была организована по инициативе участников 15 Конференции ОГРА. Организаторами был руководящий орган ОГРА. Ведущими этой группы стали группаналитики ОГРА, которые были выдвинуты и утверждены руководящим органом ОГРА. Целью этой группы было помочь участникам группы справиться с тревогой, которая возникла в период пандемии и вынужденной самоизоляции.  CMG была бесплатной.

БГ ГАрус — это Большая группа русскоговорящего группаналитического сообщества. Была организована по инициативе участников Большой группы CMG. Участники группы сами определили правила вступления в группу. По этим правилам участником группы может быть только тот, кто как минимум начал свое обучение группанализу. Участники группы выбрали частоту встреч раз в две недели. Участники группы решили, что ведущими группы могут быть все участники группы, у которых есть статус группаналитика и опыт ведения группаналитических групп не менее 3-х лет (в дальнейшем те, у кого есть необходимый статус). Это очень важный пункт правил, о нем я еще скажу далее. Все эти правила были обсуждены участниками группы и приняты на общем собрании участников CMG. Это собрание было последней встречей группы CMG. Группа, также решила, что в апреле 2021 года группа соберется на повторное собрание, чтобы подвести итоги работы группы до этого времени и внести коррективы в правила работы группы. Целью этой группы является профессиональное общение специалистов в области группанализа и установление горизонтальных связей в профессиональном русскоговорящем группаналитическом сообществе.

Можно сказать, что БР ГАрус — это группа более демократическая с точки зрения власти (ведущими могут быть все участники, имеющие определенный статус). Этот фактор принципиально отличает группу, созданную какими-то конкретными персоналиями или группой персоналий и соответственно являющимися авторами, и «владельцами» этого проекта от группы сообщества, которая самоорганизовалась и все участники этого сообщества имеют равные права в этой группе. Но одновременно этот фактор делает группу более фрустрирующей и требует от участников большей зрелости, чтобы переносить больший уровень тревоги, связанной с более частой сменой ведущих и в связи с этим большей нестабильностью. Такую форму ведения группы участники БГ ГАрус определили сами. По итогу голосования из двух способов ведения группы, а именно четырех прежних ведущих, которые вели CMG или возможности ведения БГ всеми участниками группы, желающими это делать и имеющими определенный статус, был выбран второй вариант. По сути дела, выбор из двух вариантов ведения Большой группы второго варианта – группу ведут все желающие, имеющие определенный статус, это и был так называемый «трансфер власти», понятие, которое появилось на Большой группе CMG в процессе обсуждения правил работы новой БГ ГАрус. Этот «трансфер власти» произошел в три этапа. Первый этап – это появившаяся идея того, что БР ГАрус могут вести все желающие, имеющие необходимый статус. Второй этап — это обсуждение. Постепенно в процессе обсуждение все отчетливее становилось видно, что для решения задачи новой группы, а именно установления горизонтальных связей между специалистами по группанализу, ведение группы всеми желающими специалистами, имеющими статус — это оптимальный путь. И третий этап — это голосование, и по его итогу победил выбор в сторону ведения новой Большой группы всеми желающими, имеющими необходимый статус. «Трансфер власти», как говорится, произошел мирным и цивилизованным путем, путем обсуждения и голосования. В этом смысле можно говорить о зрелости и прогрессивности русскоговорящего группаналитического сообщества.

Эдипальный кризис русскоговорящего группаналитического сообщества

Одновременно можно рассмотреть процесс так называемого «трансфера власти», как эдипальный кризис русскоговорящего группаналитического сообщества. Как говорилось выше, Большую группу с регулярным сеттингом, как и регулярные группаналитические Конференции, удалось создать только ОГРА. (По крайней мере, в Санкт-Петербурге. Возможно, в Москве и других городах России тоже есть такая Большая группа профессионалов группаналитиков с регулярным сеттингом, но я об этом не знаю.) Руководство ОГРА уже долгое время символически воспринимается, как властная отцовская фигура. На эту фигуру, то в целом, как на ОГРА, то, как на руководство ОГРА, то, как на отдельных персоналий руководства ОГРА, проецируются разные негативные образы – «узурпаторы власти», «авторитарное руководство», «не дают прохода», «подавляют» и т.д.  Все эти проекции приводили к расколам как внутри ОГРА, так и к затруднению сотрудничества русскоговорящих группаналитиков и группаналитических сообществ и внутри одного города Санкт-Петербурга, и внутри России. В ходе создания новых правил новой группы БГ ГАрус и, так называемом «трансфере власти», произошло символическое убийство этого властного отца. Власть в новой Большой группе передана от руководства ОГРА участникам Большой группы ГАрус. Как мы знаем из работы З.Фрейда «Тотем и табу», когда дикая орда совершила убийство отца, то ее захлестнуло чувство вины. Вероятно, группе и ведущим еще предстоит осознать и пережить много чувств, связанных с этим символическим убийством. Передача власти произошла, но еще нужно ее взять.

Но уже сейчас можно сказать, что этот фактор – ведение БГ ГАрус всеми участниками, желающими вести группу и имеющими статус, открывает новую ступень в развитии русскоговорящего группаналитического сообщества. Он показывает новый уровень зрелости сообщества. Хотя и требует от участников БГ сообщества необходимого внутреннего ресурса, чтобы справиться со всеми процессами, которые могут развернуться в связи с такой новой формой ведения группы. Также очевидно, что этот фактор дает возможность всем участникам БГ ГАрус чувствовать себя на равных, что реально позволяет всем, так называемым нарциссическим лидерам (руководителям разных группаналитических сообществ) безопасно для своего нарциссизма войти и участвовать в этой группе. Все это закладывает возможности в будущем действительно создать Сообщество русскоговорящих группаналитиков. Пока мы говорим только о Большой группе русскоговорящего группаналитического сообщества, называя сообществом людей, участвующих в этой группе. Но по факту этого сообщества, как например, Сообщества англоговорящих группаналитиков GASI, нет. Создание русскоговорящего группаналитического сообщества или объединение русскоговорящих группаналитиков в такое сообщество пока это дело будущего.

Пока мы видим только Большую группу, так называемого русскоговорящего группаналитического сообщества, которая просто так условно называется. И этой группе предстоит пережить процессы и развития и сопротивления. Одним из процессов развития является процесс «трансфера власти». Как я уже говорила, власть четверки ведущих, которая вела предыдущую Большую группу CMG была передана БГ ГАрус, которая приняла правила, что группу могут вести все желающие, имеющие соответствующий статус. И группа заявлена, как группа профессионалов группанализа, целью которой является профессиональное общение и установление горизонтальных связей. Группа самоорганизовалась в процессе работы предыдущей Большой группы CMG. Сама выработала правила и сеттинг. Таким образом, дальнейшее распространение информации о группе тоже дело участников группы. И еще один пункт сопротивления — это вступление в БГ ГАрус так называемых нарциссических лидеров, то есть статусных персон, руководителей группаналитических сообществ Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России. И пока не очень понятно, как это сопротивление будет преодолеваться. Одним из возможных вариантов, что в БГ ГАрус появятся желающие стать ведущими из тех, кто уже находится в качестве участника БГ ГАрус, и об этом узнают нарциссические лидеры, у которых тоже в потенциале есть возможность вести эту Большую группу. То есть, появится четкое знание и понимание, что БГ ГАрус не принадлежит ОГРА (прежнему эдипальному отцу), а принадлежит всему русскоговорящему группаналитическому сообществу.

Ведение БГ ГАрус всеми желающими, имеющими соответствующий статус

Это вопрос развития персональной идентичности русскоговорящих группаналитиков. В процессе создания БГ ГАрус произошел эдипальный кризис и символическое убийство эдипального отца. Но еще потребуется время для того, чтобы осмыслить это убийство, переработать чувства, связанные с этим, и реально взять ответственность и власть. В этом смысле новая Большая группа БГ ГАрус это настоящая тренинговая площадка, где каждый группаналитик, имеющий соответствующий статус и ведя Большую группу, может попробовать себя в роли «взрослого» или «родителя».

Однако ведение Большой группы требует от ведущего знаний и четких пониманий, на чем необходимо держать фокус своего внимания в процессе работы Большой группы. А также, требует способности, сохранять возможность мыслись в поле сильнейшего эмоционального напряжения. Как говорит Патрик де Маре «трансформировать бездумие в понимание и знание».

Однозначно новая БГ ГАрус — это новая площадка роста каждого группаналитика, участвующего в ней.

Возможно, сообществу необходимы и дополнительные семинары по ведению Большой группы.

Большая группа отличается от малой группы

1. За счет большой численности участников в динамике преобладает не исследование межличностных отношений, а в большей степени исследование социальных процессов и социальных связей.

2. Основная цель большой группы – научиться диалогу.

3. Большая группа более фрустрирующая и менее удовлетворяющая, её труднее создать и поддерживать. Ударение делается на социокультурном, а не на психотерапии.

4. В Большой группе очень высокий уровень конкуренции между участниками. Для каждого участника работа в Большой группе это серьезный вызов, чтобы дать своему голосу место в группе.

5. Темы, возникающие на большой группе, включают социальные и макрокультурные аспекты. Большая группа позволяет говорить об этих темах по-настоящему, во всей их значимости, и не расценивать их в качестве интеллектуальной защиты.

4. Поскольку большая группа фрустрирует уже своими размерами, она генерирует ненависть. До тех пор, пока диалог остаётся рудиментарным и относительно неструктурированным, группа продолжает оперировать при помощи субкультур и социокультурных допущений. 

5. Ненависть можно организовать путём диалога, она высвобождает эндопсихическую энергию и постепенно преобразуется в безличное товарищество Койнонии. Койнония противоположна панике.

Подведем итоги

Формирование идентичности русскоговорящего группаналитического сообщества проходило ряд значимых этапов. От состояния инициации и обучения европейскими учителями, приезжающими к нам в Россию и воспринимаемыми как «родительские фигуры», к желанию интегрироваться в мировое англоговорящее группаналитическое сообщество. И далее самосознание себя индивидуальными, целостными и создание своего собственного русскоговорящего группаналитического сообщества.

Как мы видим, пандемия коронавируса породила не только ограничения, но и новые возможности. В определенном смысле ситуация пандемии стала катализатором следующего важного процесса в русскоговорящем группаналитическом сообществе. Одним из факторов объединения группаналитиков в Большую группу CMG было объединение против общего врага – пандемии. По мере того как БГ CMG справилась с тревогой, появилось продуктивное поле. Произошли процессы демократизации и структурализации. Продуктом CMG стала БГ ГАрус. А в продуктивном поле новой Большой группы ГАрус зреет новый продукт Сообщество русскоговорящих группаналитиков. В Большой группе CMG произошел эдипальный кризис. Большую группу с регулярным сеттингом удалось создать ОГРА. На руководство ОГРА очень много проекций. Руководство ОГРА символически воспринимается, как властная отцовская фигура. В ходе создания новых правил новой группы БГ ГАрус и так называемом «трансфере власти» произошло символическое «убийство эдипального отца». Власть сменена на уровне возможности, но будет ли она взята на уровне действий. Сообщества русскоговорящих группаналитиков пока еще нет. Оно может состояться, а может и нет. Но однозначно можно сказать, что пандемия короновируса и кризис дали огромный толчок в развитии русскоговорящего группаналитического сообщества.

При написании доклада была использована статья Патрика де Маре, Робина Пайпер, ШейлыТомпсон. «Койнония. От ненависти, через диалог к культуре в большой группе».

Доклад на XXI Конференции ОГРА «Социально-культуральные процессы и их отражение в динамике групп» Автор: Анна Болсуновская *Если вдруг во время чтения вы почувствуете тревогу, стыд или вину, а может, гнев, попробуйте зайти на Вайлдберриз, тикток, или любой другой мусорный контейнер. Я ...
Доклад на XXI Конференции ОГРА «Социально-культуральные процессы и их отражение в динамике групп» Автор: Светлана Кувшинова Ваше страдание вызвано вашим сопротивлением тому, что есть. Сидхартха Гаутама (Будда) Уилфред Бион был анализантом и последователем Мелани Кляйн. Те, концепты, которые ...
Доклад на XXI Конференции ОГРА «Социально-культуральные процессы и их отражение в динамике групп» Авторы: Снежана Белкина, Светлана Черемухина Каждая перемена в группе воспринимается как значимое событие, затрагивающее её структуру и вызывающее динамические изменения. Новый элемент в группе ...
up