Баланс инстинкта жизни и инстинкта смерти в обществе и в группе

Доклад на XXI Конференции ОГРА «Социально-культуральные процессы и их отражение в динамике групп»

Автор: Светлана Кувшинова

Ваше страдание вызвано вашим сопротивлением тому, что есть. Сидхартха Гаутама (Будда)

Уилфред Бион был анализантом и последователем Мелани Кляйн. Те, концепты, которые были разработаны Мелани Кляйн и ее последователями: инстинкт смерти, параноидно-шизоидная позиция, плохой объект, проективная идентификация имплицитно содержатся в концепте Биона о базовых допущениях в группе. Фазность в групповом процессе циклична, состояние базовых допущений сменяется на состояние рабочей группы, так же как на смену параноидно-шизоидной позиции приходит депрессивная, когда ранее спроецированные и отщепленные части психики, могут быть приняты. Фрейд открыл бессознательное, Кляйн дополнила и расширила его описание, сформулировав концепт о параноидно-шизоидной и депрессивной позиции, дополнив вместе с последователями теорию инстинкта смерти. Бион описал концепт контейнера и контейнируемого и процесс альфабетизации, то есть механизмов, которые трансформируют психический материал, преобразуя его. По сути, это преобразование ненависти в любовь, хаоса в порядок, плохого ( отсутствующего) объекта в хороший.
Общество, как большая группа, наполнено теми же процессами, что и любая группа. Общество, как группа отщепляет и проецирует на лидеров свои негативные процессы. Если лидеры контейнируют, перерабатывают эти негативные проекции, и возвращают их в группу в переработанном и конструктивном виде, общество развивается. Если лидеры не справляются с этим, то возникают очаги деструкции.
Еще до психоанализа и группанализа в обществе была литература, театр и изобразительное искусство. Этими средствами художники описывали то, что они видели в обществе и отзеркаливали людям. Эвклид, Софокл, Шекспир задолго до Фрейда описали образ нарцисса, историю царя Эдипа и его сына, истории с мотивами зависти и соперничества между сиблингами. Наблюдение за современной литературой и кинематографом помогает нам понять, чем наполнено общество и, как оно справляется с негативными проекциями.
В данной докладе я хочу представить результаты работы группы профессионалов группаналитиков, которая исследовала современный кинематограф. Целью этой группы было исследование темы баланса жизни и баланса смерти в современном обществе через анализ современного кино. Группа была организована, как краткосрочная исследовательская с частотой встреч раз в две недели. Участники группы знали, что по итогу я напишу работу.
Мы начали свое исследование с четвертого сезона культового американского сериала «Настоящий детектив», премьера которого состоялась в январе 2024 года. События детектива происходят на Аляске, где группа ученых, состоящая из восьми мужчин работает на станции и ведет исследование материала, содержащего ДНК вымершего организма, который может помочь излечить многие болезни. Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ градообразующего предприятия улучшают качество материала, и ученые, работу которых спонсирует это предприятие, начинают скрывать реальный уровень этого загрязнения от населения поселка. Одна из женщин, из группы коренного населения обнаруживает это, проникая в секретную лабораторию, и группа мужчин-ученых жестоко убивают ее. Вскоре женщины уборщицы из группы коренного населения понимают, кто убил их коллегу и отдают мужчин-ученых на суд «Ей». «Она» должна решить их дальнейшую судьбу. В результате мужчины-ученые погибают от остановки сердца, вызванного сильным страхом. В сериале мы видим несколько подгрупп: мужчины-ученые, женщины-уборщицы из коренного населения, подгруппа коренного и пришлого населения. Лидерами Большой группы в сериале являются две женщины-детективы. В сериале идет противопоставление природа-цивилизация, приходящее-вечное, живое-мертвое. Интересно, что в первом и втором сезонах оба детектива мужчины, в третьем мужчина и женщина, в четвертом оба детектива женщины. Женщины-уборщицы отдают на суд мужчин-ученых. Кажется, что автор сериала хочет показать, что общество теряет надежду на разум лидеров-мужчин, на приоритет развития цивилизации через производство товаров, в котором нет заботы о природных ресурсах. Та инстанция, которая судит мужчин-ученых остается за кадром. Кто эта «Она», которую разбудили и она теперь судит? Участники нашей исследовательской группы говорят, что это внутренняя совесть. В процессе обсуждения мы размышляем об архетипах, о том, что у человека внутри психики есть разных силы, которые могут включить разрушение, приводящее к смерти и исцеление, приводящее к выздоровлению от смертельных заболеваний. Ханна Сигал в своей работе «О клинической полезности концепции инстинкта смерти» (1993 г.) пишет, что «Вся боль исходит от жизни». Когда мы в своей работе сталкиваемся с сильной болью у пациента, мы знаем, что это боль здоровой части эго, на которую наваливается деструкция. Мы, как специалисты знаем, что основной мотивации, которая приводит людей в терапию является страдание, боль. Вероятно, с этой болью столкнулись и ученые, оказавшиеся в Снежной стране во время этого так называемого суда. Этот суд — это контакт с собой. Но он не может быть переносимым, если психика еще не накопила достаточно сил, чтобы начать выдерживать эту боль. Насильственное соединение человека с его же собственной болью не может привести к интеграции психических частей в целое, поэтому мужчины-ученые погибают от разрыва сердца. Также эту боль мы видим в этом фильме у оленей, которые сбрасываются с обрыва и погибают. Они, как наиболее чувствительные участники Большой группы, слышат эту боль раньше людей. Наша исследовательская группа в это время в самом начале своего пути. И возможно мы можем провести параллель, что группе тоже, как и психике нужно время, чтобы группа смогла состояться как рабочий организм, и тогда она сможет использовать свой творческий потенциал.
В другом случае, боль может быть отыграна. Так происходит во втором фильме, который мы обсуждали. Это фильм «Зона интересов» (2023 г.). В 2024 году он получил Оскар и другие высокие награды. Действие фильма разворачивается во время Второй мировой войны на территории концентрационного лагеря Аушвиц в Польше. Комендант лагеря Рудольф Хесс и его жена стремятся построить жизнь своей мечты для их семьи в доме и саду за забором лагеря.. Семья воспитывает детей, отдыхает на пикнике и купается в речке в выходные дни. Рудольф Хесс «изобрел» эффективный способ утилизации евреев через отравление их в газовых камерах и сожжение. Начиная с 1934 года Хесс непрерывно служил в концентрационных лагерях, до 1938 года в Дахау, затем в Саксенхаузене, с 1938 по 1943 гг. в Аушвице. 2,5 миллиона жертв было истреблено там путем отравления в газовых камерах и сожжения и около полумиллиона погибли от голода и болезней за время нахождения Хесса в должности коменданта Аушвица. В конце фильма Хесс идет по лестнице и его начинает тошнить и рвать, в это время его взгляд падает на стену, через отверстие в которой камера переносит зрителя из прошлого в настоящее, в Аушвиц, который стал мемориалом. Мы видим экскурсию, которая рассказывает о событиях, происходивших в лагере. В качестве экспонатов мы видим горы одежды и обуви жертв. Через отверстие в стене камера снова возвращается в прошлое на лестницу, где тошнит Генриха Хесса.
Фрейд впервые описал инстинкт смерти в книге «По ту сторону принципа удовольствия» (1920). Он предположил, что инстинкт жизни направлен на объединение элементов в более крупные единицы; он нацелен на жизнь, размножение и созидание. Инстинкт смерти направлен на деструктурализацию, растворение, аннигиляцию. Мелани Кляйн развила и дополнила концепцию инстинкта смерти, связав его с завистью и неспособностью некоторыми пациентами принимать хорошие интерпретации от аналитика, а также прогресс терапии. Герберт Розенфельд пишет об инстинкте смерти: «Теперь я убежден, что некая смертоносная сила внутри пациента, напоминающая то, что Фрейд называл инстинктом смерти, существует и может быть клинически наблюдаемой. У некоторых пациентов эта деструктивная сила проявляет себя как хроническое парализующее сопротивление, способное много лет задерживать анализ. У других она принимает форму смертоносной, но скрытой силы, удерживающей пациента в стороне от жизни и иногда вызывающей тяжелые тревоги перегрузки и насильственную смерть. Именно эта смертоносная сила более всего напоминает описанный Фрейдом инстинкт смерти, остающийся безмолвным и скрытым, но противостоящий желанию пациента жить и поправляться».  Упрощая, мы можем сказать, что инстинкт смерти — это сопротивление проявлениям жизни. Инстинкт жизни направлен на интеграцию отщепленных частей в психике. Момент, когда Хесса тошнит это прорыв инстинкта жизни. Режиссер через отверстие в стене, как сквозь защитные механизмы пытается соединить осознание настоящего с действиями в прошлом. Этот фильм вышел на экраны в 2023 году, и в 2024 году получил большое общественное признание, и награду Оскар. Восемьдесят лет понадобилось обществу, чтобы посмотреть в эту дыру в стене и начать связывать прошлое с настоящим, ознаменовав этот процесс выходом на широкие экраны такого серьезного фильма, в котором показаны механизмы защит в виде отрицания и расщепления у Хесса и его супруги, как представителей этой подгруппы общества. Размышляя о параллельных процессах в группе, я думаю, что группе тоже нужно время, для того чтобы начать видеть и соединять отщепленные части и интегрировать их.
Третий фильм, который мы исследовали был «Интратерестер. Контакт, которого нет». Это фильм о дельфинах. Группа ученых ставит своей целью понять дельфинов. Лидеры этой группы Александр и Николь Гратовски. Снятый в ходе кругосветной экспедиции по 30-й параллели северной широты, фильм повествует о двух различных способах мировоззрения, двух видах разумных и очень непохожих отношений с миром, одновременно присутствующих на Земле, проводя параллели между человеческой цивилизацией и миром китообразных. Наряду с большим количеством фактов, свидетельствующих о нашем с ними сходстве, авторы фильма и лидеры экспедиции Александр и Николь Гратовски акцентируют внимание на ключевой разнице в нынешних подходах, способах отношения к миру, указывая на ведущий созидательный мотив, свойственный, по мнению режиссёров, китам и дельфинам. Метафорически глядя на их образ жизни, как в зеркало, авторы приходят к выводу, что решение наших человеческих цивилизационных вопросов в том, чтобы отвечать мирозданию, как они, подразумевая под этим сосредоточенность на том, что происходит здесь и сейчас, позволяющую находиться в прямом непосредственном контакте друг с другом, планетой и миром. Мы видим, как, по сути, не зная этого, авторы фильма описывают две противоположные позиции восприятия и психической переработки чувственной информации, которые мы знаем как депрессивную и параноидно-шизоидную позицию. Во время обсуждения этого фильма участники нашей исследовательской группы делятся своим удивлением тому, что мы обсуждаем на встрече не фильмы Ларса Фон Триера, а фильм о дельфинах и о любви. В группе появляется метафора о том, что группа дельфинов контейнирует и обучает людей. У людей, как Большой группы, есть потребность быть контейнированными и научиться любви. В фильме говорится, что возможно у дельфинов в глубине их бессознательного «вшита» установка, что они старше людей, и люди для них дети. И как бы люди не повели себя, дельфины знают, что их нельзя убивать и проявлять к ним ненависть, как к детям. Я, как ведущая, слышу в этом предупреждение. Как бы ни повела себя моя исследовательская группа, состоящая из сильных личностей и профессионалов, я должна буду стараться это выдерживать и перерабатывать их проекции.
На четвертой встрече наша исследовательская группа обнаружила сопротивление, которое проявилось в том, что большинство участников не смогли посмотреть фильм. Это была южно-корейская дорама, состоящая из 16 серий. Во время обсуждения обнаружилось, что только двое из восьми участников смогли полностью посмотреть сериал. На встрече обсуждались чувства участников от просмотра фильма. Это было отчаяние и ощущение безнадежности, неверия, что это отчаяние возможно преодолеть. Сериал рассказывает о корейской семье, состоящей из отца, матери и трех взрослых, но еще не женатых детей. Семья живет в сельской местности. Чтобы добраться до работы в Сеул, дети ежедневно проделывают изнурительный путь пешком, на автобусе и метро, который в одну сторону занимает полтора часа. Фильм был о любви, о медитативном восприятии жизни. Участники группы говорили о занятости, о том, что они не могут выделить столько времени на просмотр таких длинных сериалов. Для некоторых участников это звучало так, что они не могут выделить столько времени на себя и на свою жизнь.
Мы видим, как в Южной Корее Корпорации, забирая у людей в работе всю их энергию, и это перекликается с тем, что мы как профессионалы тоже отдаем своей работе очень много, и иногда это приводит к тому, что жизни и отдыху нет места.

По мере наших встреч в группе усиливаются динамические процессы, в которой есть много отражений тех метафор и тем, которые мы обсуждаем. В группе накапливается напряжение. Оно начинает проявляться тем, что группа начинает быть недовольна одним из фильмов. Изначально, я, как ведущая и автор этого проекта, сделала подборку фильмов, которые мы смотрели. На пятом просмотре группа предлагает заменить фильм. Некоторые из участников говорят, что это — сопротивление, и предлагают обсудить его. Я поддерживаю эту интерпретацию, но группа начинает усиливать сопротивление и голосует за смену фильма. Фильм, который группа хочет заменить это «Высоцкий. Спасибо, что живой». В фильме речь идет о теневой стороне Высоцкого. Я как ведущая группы размышляю, что на этом этапе и при таком сеттинге группа не может стать сплоченной и развить рабочую группу. Что в это время группа находится в ситуации зависимости и бессознательного желания иметь идеального ведущего. Я как ведущая не могу быть для группы идеальной. И в первую очередь по причине, что исторически я для участников группы сиблинг. Группа была организована из коллег, с которыми в сообществе я всегда была сиблингом. В этой группе я стала для них ведущей. В своих высказываниях участники говорят, что этот фильм совсем не о поэте, и на актере, который играет Высоцкого слишком много грима, то есть фильм не о идеальном образе поэта. Я размышляю, что я как бывший сиблинг для участников сейчас в гриме ведущего. Безруков не Высоцкий, а сиблинг не ведущий. Я размышляю, что группа наполнена острыми чувствами зависти к моей роли и желанием свергнуть меня с этой роли. И я вижу, что группа не хочет с этим разбираться. В процессе нашей работы я упоминала, о фильме «Гамлет». Оба фильма о герое и о том, как отсутствие баланса внутри психики героя приводят его к смерти. Группа настаивает поменять фильм «Высоцкий» на «Гамлет». Одна из участниц пишет в чате, что даже если это сопротивление, иногда к нему лучше присоединиться. Я согласна, что на этом этапе развития группы это лучший вариант, я присоединяюсь к группе и мы меняем фильм. Когда начинается шестая встреча, пока все собираются я спрашиваю, как участники относятся к тому, что в организационном чате есть участники, которые ни разу не были на встречах. Участники отвечают, что им все равно и говорят о том, что это моя группа и я должна сама решить, что я хочу со всем этим делать. Также некоторые участники говорят, что они бы не хотели, чтобы эта группа становилась терапевтической, то есть не хотят обсуждения динамических процессов, что лучше здесь просто смотреть кино. Для меня это звучит, как нежелание смотреть и видеть сопротивление и работать с ним. Далее начинается обсуждение фильма «Гамлет». По сюжету трагедии Шекспира, Клавдий — брат отца Гамлета, позавидовав его роли короля, убивает его, влив ему в ухо яд во сне, и женится на королеве. Группа рассуждает о том, что Гамлет видел призрака и думают о том, как расценить этот феномен, является ли то, что он это видел здоровым или больным проявлением его психики. Кроме Гамлета призрака короля видели и другие, а именно Гораций и его соратники. Группа рассуждает, что, возможно, другие видели призрака, потому что они наполнены чувством вины, потому что невольно они согласились с этим подлым убийством и тоже были на свадьбе Клавдия с королевой. Для меня как ведущей очевидно, что группа рассуждает о групповой динамике и чувстве вины, связанной с моим символическим убийством, как ведущей. Группа говорит о том, что Гамлет вынес все это на свет обсуждения и поэтому его посчитали сумасшедшим. Одна из участниц говорит, что в обществе часто так бывает, тех, кто смело озвучивает правду, выставляют сумасшедшими или сажают в тюрьму. Я вижу, что это подходящий момент для того, чтобы сказать правду о том, что происходит в нашей группе, о том, что группа была наполнена завистью, соперничеством, желанием символически убить меня и сделала эту попытку и теперь наполнена виной. Я добавляю, что не знаю, сможет ли группа принять эту правду, или посчитает меня сумасшедшей. На эмоциональном уровне группа погружается в глубокий контакт с происходящим. Также озвучивается мысль о том, что герои обречены на то, чтобы прожить свою судьбу и уже не свободны. Мне слышится это тоже о нас, как группе, что вступив в этот процесс, мы можем только изображать, что эмоциональной глубины наших отношений, как участников, нет, что мы собрались просто пообсуждать фильмы, но по факту так не бывает. Начав встречаться, мы начали быть в эмоциональных отношениях друг с другом и теперь нашу судьба определена тем, что мы будем испытывать чувства и нам придется о них говорить. В конце участники спрашивают, а почему я, как ведущая, хотела обсудить «Высоцкого», какой смысл был заложен в его сюжете. Для меня это выглядит так, что группа начинает переставать меня игнорировать и у нас появляется попытка контакта.
У нас есть рабочий чат, где я как ведущая напоминаю о встречах, присылаю ссылку на вход в Zoom. На этом этапе чат является пространством, в которое отреагируется все напряжение в группе. В чате идет напряженное соперничество и борьба за власть в виде атак на мою первоначальную программу. Я пытаюсь держать границы и жду следующую встречу, чтобы внутри нее продолжить работу с сопротивлением.
На следующей (шестой) встрече мы обсуждаем первый сезон испанского сериала 2018 года «Чума». Участники говорят, что их поразила грандиозность этого проекта, с одной стороны, и натуралистичность, с которой была показана Севилья 16 века. Группа размышляет об объеме тем, которые предложены для рассмотрения и думают какой смысл вложен в метафору «Чума». Постепенно группа формулирует, что чума — это деструктивное или злое бессознательное, это объем хаоса и разрушительности, который общество должно проработать, чтобы построить конструктивные отношения. Чума – это групповое сопротивление. Я делаю интерпретацию, о том, что группа говорит и о том объеме сопротивления в нашей группе, который она должна увидеть и начать с ним работать, перестав его игнорировать. Группа говорит о враче, который предлагает закрыть город, в котором полыхает чума, то есть обозначить границы. Также группа говорит о роли женщин в этом фильме. Что они красивые и они контейнируют, они перерабатывают насилие мужчин. Женщины-проститутки в Севилье 16 века это — психотерапевты, мужчины ходят к ним на лечение и возвращаются от них восстановленными и наполненными любовью. Я думаю, что на символическом уровне группа задумывается о том, что до этого участники ходили в группу и не хотели работать, а только получать удовольствие. Группа начинает простраивать связи с другими фильмами. С первым фильмом, где тоже была группа женщин-полицейских, которые идентифицировались с мужским насилием и стали мужеподобными и группой женщин коренного населения, которые сохранили свою уязвимость и возможность контейнировать ненависть и перерабатывать ее. Также группа построила связь с фильмом о дельфинах, в котором тоже просматривается образ контейнера. Одновременно группа родила интересное видение того, что здоровое бессознательное дельфинов пострадало от того, сколько насилия и ненависти им пришлось контейнировать, терпя от человека загрязнение океана, жуткий шум и ловлю рыбы тралами. В этом я слышу, что группа говорит о том, что я, как ведущая, могла пострадать, выдерживая неосознанную агрессию нашей группы. В целом видно, что на этой встрече группа более продуктивна и начинает простраивать связи и сотрудничать. Встреча заканчивается совместным конструктивным обсуждением того, что бы хотелось смотреть и обсуждать дальше. Совместно мы выбираем следующий фильм для просмотра и обсуждения. Им оказался фильм «Самурай» 1967 года с Аленом Делоном в главной роли. Было интересно, что изначально в нашей исследовательской группе были мужчины и женщины. Но на встречи приходили только женщины. Мужчины изредка писали в чате, но на встречи не приходили. Фильм «Самурай» был первым, на обсуждение которого пришел мужчина. Мы начали работу в нашей группы с обсуждения четвертого сезона «Настоящего детектива», в сюжете которого заложено острое противостояние между мужчинами и женщинами. Далее в обсуждении сериала «Чума» участники группы говорят, что фильм очень натуралистично показывает грязь и болезнь средневековой Испании и только красота женских тел помогает продолжать смотреть на эту грязь. Говорится о том, что мужчины используют женщин как вино, ходят к ним на сеансы секса, чтобы подпитаться силами для дальнейшей жизни. Для меня все это видится, как объем работы, которую группа должна совершить, чтобы построить контакт между разными отщепленными частями .
На встрече, где мы обсуждали фильм «Самурай» (1967 г.) с Аленом Делоном в главной роли, была высказана идея, что главный герой фильма киллер Жеф Костелло стал сакральной жертвой в борьбе группы с анти-группой. Он контейнирует отщепленные неосознанные чувства группы. Он нарцисс одиночка, он отщеплен от группы. Группа активно связывает динамику фильма с параллельными процессами в группе, говорит о тех, кто не ходит, пропускает встречи, о символическом убийстве ведущего, об отщепленных чувствах в группе. Вначале обсуждения участники говорят, что этот фильм совсем не о самурае, что это попытка режиссера романтизировать нарциссическую личность киллера. Но по ходу обсуждения параллельных процессов, соединяясь с отщепленными чувствами, у группы как бы открывается творческий шлюз. Группа задается вопросом: почему Жеф не убил Валери, почему он пришел убивать ее с разряженным револьвером? Группа рассуждает, что возможно Валери была первым объектом в жизни Жефа, который дал ему принятие и тепло, она протянула руку диалога его одиночеству и тем самым отогрела его. У самурая всегда есть хозяин, которому самурай служит и ради которого он готов погибнуть. Валери стала таким объектом для Жефа и он как самурай теперь погибает, защищая ее жизнь. С точки зрения групповой динамики Валери — терапевт, который контейнирует и приглашает к диалогу отщепленные части группы. До контакта с Валери Жеф был слит со своей ролью киллера и не видел ее, он был функцией, в параллельном процессе группа была слита со своим сопротивлением, не видела и отыгрывала его. На этой встрече группа очень много вынесла на свет обсуждения. В конце было удивительно, что у всех участников наладилась связь, которая в начале встречи была плохой, все слышали и видели друг друга очень отчетливо. Следующий фильм для просмотра предложил присоединившийся участник-мужчина. Он предложил продолжить исследование темы самураев просмотром и обсуждением фильма «Красное солнце».
Последним нашим просмотром был фильм «Красное солнце» (1971 г.) в главных ролях Чарльз Бронсон и Ален Делон, а также известный японский актер того времени Тасиро Мифунэ. Это вестерн, в котором два главных героя ковбои, организовав банду, грабят поезд с золотом. В поезде оказывается японский дипломатический корпус, который везет подарок Президенту США в виде самурайского меча. Так как меч золотой, то один из главарей забирает его себе, а также забирает себе все золото и убегает. Теперь для второго ковбоя важно вернуть золото, а для самурая, который охранял меч, дело чести вернуть меч. Они объединяются на поиски беглеца. Женщины в нашей группе говорят о том, что этот фильм довольно детско-подростковый, в нем ковбои убивают людей направо и налево. В таком жанре нет места осознанию и гореванию, это жанр – отреагирование и получение удовольствия. Это задевает мужскую часть группы, в которой участники говорят, что не хотят излишней аналитичности, ведь она убивает и обесценивает чувства. Разгорается борьба между этими двумя взглядами. На эту встречу пришел еще один мужчина, и группа обсуждает, что два последних фильма мужские. Ведется обсуждение, что мужчинам и женщинам нравятся совершенно разные темы для исследования и как найти это общее поле. Один из участников говорит, что в этом фильме герои говорят «сабля». А ведь это не сабля, это меч. И меч является символом ясности ума. В группе разгорается очень сильная борьба чувственное-аналитичное, детское-взрослое, мужское-женское. Сабля, как фекальный фалос или меч, как символ ясности ума. Один из участников говорит, что в группе разыгрывается анальный психоз. Я, как ведущая группы, делаю интерпретацию, что возможно это правда, ведь я как ведущая хочу забрать себе все золото группы, написав по итогу работы доклад, и это наверняка вызывает у участников много чувств.
Мне как ведущей было очень интересно наблюдать, как во второй половине работы группа стала сама выбирать фильмы для просмотра и обсуждения. И как выбранный фильм наилучшим образом отражал те бессознательные процессы и сопротивления, которые были для группы актуальны именно в этот момент. Участники группы высказали желание после завершения этого цикла работы обсудить, как эта группа могла бы продолжить свою работу.

Метафоры встреч

1. Первый сериал называется «Власть тьмы». В нем мы видим хаос, архаику, страх, паранойю, отреагирование, отсутствие диалога между разными подгруппами, борьбу между ними и сильную поляризацию противоположностей. Это первая встреча группы. Пока группа представляет собой полное отсутствие связей, наполнена тревогой и одновременно любопытством и отрицанием.
2. Второй фильм о комменданте Аушвица. Его метафора: «Для соединения с сильными чувствами нужно время». Ведущему нужно быть терпеливым.
3. Фильм о дельфинах. Группа нуждается в терапевте-контейнере, который не убьет ее, даже если группа будет проявляться очень деструктивно.
4. Корейская дорама «Дневник моего раскрепощения». Отчаяние. Объем того, что нужно трансформировать для того, чтобы наступило счастье, слишком велик. У группы пока нет веры в то, что на это хватит сил и группа станет жизненной.
5. Отказ от просмотра и обсуждения фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой». Отвержение, борьба с неидеальный ведущим, символическое убийство неидеального ведущего-сиблинга.
6. Фильм «Гамлет». Принц Гамлет озвучил эмоциональную правду и его считают сумасшедшим. У принца Гамлета не пройден эдип и он натворил бед. Убил Полония и довел до сумасшествия Офелию, а потом погиб сам. Ведущий группы должен озвучить эмоциональную правду о разрушительности группы, даже если после этого его посчитают сумасшедшим. Ведущий должен выдержать свое символическое убийство группой, для этого у ведущего должен быть пройден собственный эдип, он не должен затаить свои подавленные агрессивные чувства на группу, он должен быть взрослым, чтобы помочь повзрослеть группе.
7. Испанский сериал «Чума». Чума — это объем группового сопротивления в обществе, которое общество должно проработать, чтобы стать цивилизованным. Общество должно выстроить границы, решить вопрос со структурой власти, которая не будет коррумпированной, перестать относиться к женщинам, как к вину, начать видеть в них равных партнеров. Участникам необходимо принять, что находиться в группе и просто получать от этого удовольствие (как мужчины в сериале получают удовольствие от проституток) невозможно, придется осознавать сопротивление и работать с ним, для того чтобы стать рабочей и продуктивной группой, а это связано со встречей и проживанием неприятных чувств (чумы).
8. Фильм «Самурай». Начало контакта с отщепленными частями в группе. Сакральная жертва, идентифицированный пациент – тот, кто контейнирует в группе отщепленные части. Ведущему важно помочь группе увидеть это и снять эти проекции с этого участника, вернув их в группу.
9. Фильм «Красное солнце». Ведущему нужно уметь видеть, контейнировать и перерабатывать проекции группы и возвращать их в виде интерпретаций. Это сложная работа очень похожа на владение самурайским мечом. Самурайский меч – символ ясности ума и скорости возвращения переработанных проекций в виде интерпретаций в моменте.

Выводы

1. Группа — это пространство, которое наполнено объемом бессознательных коммуникаций и бессознательного сопротивления, и они обязательно проявятся по ходу работы группы. Общество, как Большая группа, тоже имеет объем бессознательных коммуникаций и сопротивления, которое оно должно увидеть и проработать, чтобы стать по-настоящему цивилизованным.
2. Группа не может не быть захвачена динамическим процессом. Поэтому, когда участники исследовательской группы предлагают не заниматься динамическим процессом, то ведущий группы должен понимать, что это просто сопротивление и по факту так не получится. То же в обществе. Если лидеры общества не занимаются наблюдением за динамическим процессом в обществе, не выявляют очаги сопротивления и не работают с ним, это может привести к катастрофе.
3. Ведущий группы должен хорошо знать теорию и уметь слушать ассоциативную речь группы, видеть через эту речь то, что происходит с группой. А именно, как она попадает в сопротивление и проявляет его. Возвращая группе переработанные негативные проекции, ведущий группы работает с сопротивлением, помогает группе соединиться с неосознаваемыми чувствами, прожить их и продолжить коммуницировать.
4. Ведение группы коллег-профессионалов — это очень серьезная задача, которая требует очень большого внимания, для того чтобы видеть и работать с групповым сопротивлением, и сил, чтобы это выдерживать.
5. Все эти выводы подходят для того, чтобы работать с терапевтическими, исследовательскими и учебными группами и видеть общество, как группу, которая тоже живет по похожим законам.

Заключение

Таким образом мы можем говорить об инстинкте смерти в группе, и обществе, как Большой группе, как о непроработанном сопротивлении, которое может приводить к формированию анти-группы и деструктивной динамике, и об инстинкте жизни, как о построение отношений, входе в депрессивную позицию, контакте с неосознанными и отщепленными чувствами, и их проработке, то есть о проработке группового сопротивления, которая ведет к освобождению коммуникаций, формированию рабочей группы и дает возможность группе становится продуктивной. Ведущий может поддерживать в группе инстинкт смерти, если не будет видеть или будет молчать. А может поддерживать инстинкт жизни, если будет смотреть, видеть и говорить о сопротивлении, и выдерживать группу. Это трудно. Где брать на это силы? Есть особое удовольствие давать, если ты взрослый. Это единственная сила, которая позволит ведущему выдерживать группу. Поэтому все что мы можем делать в качестве своей профессиональной подготовки, это продолжать работать над своими непроработанными инфантильными зонами и становиться еще взрослее.

Благодарность

Я благодарна моим коллегам, которые согласились участвовать в этом проекте, за интересную и продуктивную работу.

В написании работы были использованы статьи:
1. Ханна Сигал «О клинической полезности концепции инстинкта смерти». 1993, Международный журнал психоанализа, 74:55-61. Перевод Е. Семеновой.
2. Герберт Розенфельд «Клинический подход к психоаналитической теории инстинктов жизни и смерти: исследование агрессивных аспектов нарциссизма» 1971 г. Перевод И. Пантелеевой.

Доклад на XXI Конференции ОГРА «Социально-культуральные процессы и их отражение в динамике групп» Автор: Анна Болсуновская *Если вдруг во время чтения вы почувствуете тревогу, стыд или вину, а может, гнев, попробуйте зайти на Вайлдберриз, тикток, или любой другой мусорный контейнер. Я ...
Доклад на XXI Конференции ОГРА «Социально-культуральные процессы и их отражение в динамике групп» Авторы: Снежана Белкина, Светлана Черемухина Каждая перемена в группе воспринимается как значимое событие, затрагивающее её структуру и вызывающее динамические изменения. Новый элемент в группе ...
Автор: Груздева Мария Анатольевна В марте 2020 года групповые аналитики оказались в ситуации, в которой были вынуждены внезапно прервать практику в своих кабинетах одновременно размышляя о том, как продолжать ее в режиме самоизоляции. Многие Дирижеры перевели свои группы в онлайн формат и уже ...
up